Нажмите ENTER, чтобы посмотреть результаты или нажмите ESC для отмены.

Цифровой хранитель – доступный «интернет города»

Цифровые системы «интернета города» становятся доступными для малых городов. С их помощью сегодня можно управлять провинциальными музеями.

План-макет села Вятское из местного Музея русской предприимчивости.
В Вятском расположен один из самых известных комплексов малых музеев в российской провинции.

Пространство провинциального музея хрупко. Коллекции страдают и разрушаются не только из-за действия времени, но из-за сквозняков и повышенной влажности, хронического недоремонта и недостаточного отопления. Другой фактор риска – отсутствие у музея компетенций, позволяющих правильно ухаживать за экспонатами. Предотвратить отрицательные воздействия окружающей среды на ценные экспонаты можно с помощью цифровых технологий. Архитектор, директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС, руководитель Европейского проекта «Цифровые города» Ирина Ирбитская рассказывает о том, что эффективные и экономичные решения в этой сфере существуют уже сегодня.

Ирина Ирбитская

«Интернет города», это модель, которой занимается европейская рабочая группа «Цифровые города», куда вхожу и я. Запустив однажды интернет города по определенным критериям и параметрам, мы кладем зерно в землю, поскольку интернет города развивается сам эволюционным образом – в этом его суть. В отличие от «умного города» (smart city), который нарушает суть интернета – связать все со всеми (потому что «умный город» недоступен для большинства городов, и тем более поселений), «интернет города» позволит малым городам самым доступным образом связать неживые объекты с живыми.

Надо понимать, что у малых городов и их культурных институций очень сходные проблемы. И самая главная проблема не только в России, но и в Европе – дефицит ресурсов, при этом всяких – не только денег, но еще интеллектуальных, проектных, управленческих. Но запустив однажды интернет города по определенным критериям и параметрам, мы кладем зерно в землю, поскольку интернет города развивается сам эволюционным образом, без спущенных сверху бюджетов – в этом его суть.

Казалось бы, такие не связанные друг с другом вещи – с одной стороны какой-нибудь (заштатный) краеведческий музей, с другой – инновационные технологии в сфере интернета вещей. Первое что приходит в голову – хорошо бы, если бы этот музей транслировал о себе какую-то жизнь, и человек, который никогда не доберется в город Тарусу, все равно смог бы увидеть в интернете самые яркие его экспонаты. Это то, что лежит на поверхности, и в общем-то уже делается фрагментарно в малых городах мира, и в России, – там, где есть интернет.

В рамках работы нашей группы исследователи из Политехнического университета Валенсии трудятся над созданием цифровой системы Collection Care. Она является одним из инструментов управления небольшими провинциальными музеями в малых городах, поскольку система изначально разрабатывается как дешевая. В целом это прототип всех интернет-инструментов развития, которые сейчас как никогда нужны малым городам.

Система, которую сейчас тестирует команда ученых из Валенсии не просто поставляет какую-то динамическую или статическую информацию, она предлагает на основе этой информации набор решений. И участие человека в данном случае заключается в том, что он: а) выбирает решения; б) подсказывает те решения, которые не в состоянии предложить машина. Этим человеком является не только ученый, этим человеком также является грузоперевозчик, который исходя из своей практики транспортировки экспонатов может предлагать и адаптировать решения, с которыми он встречается на практике, которые не всегда можно предусмотреть, сидя в кабинете.  Все это ускоряет процессы и делает демократичным качественное городское развитие. Потому что качественное городское развитие в сложном и быстро меняющемся мире без экспертного анализа и участия уже маловероятно. Отсутствие качественного городского развития означало бы, что значительная часть малых городов будет бесконечно проигрывать в гонке за человека и ресурсы.

Конечно, для того чтобы запустить «интернет города» для малых городов и поселений необходимо дать техническое задание – а что мы, собственно, измеряем? Аналогично тому, что делают ученые из Валенсии по отношению к музейным экспонатам, в случае малых городов мы создаем элемент, который не то, чтобы совсем заменяет экспертов, интеллектуальные и финансовые ресурсы, необходимые для управления городами. Модуль «интернета города» запускает формирование экосистем, которые без него вообще не могли бы состояться. И тут проект Валенсийского Политеха является хорошим примером: установка инструмента, разработанного валенсийцами приводит к тому, что создается единая платформа с обратной связью и единым информационным центром, к которой подключаются акторы, до этого не связанные друг с другом. И что очень важно, – эта платформа имеет обратную связь.

К сожалению, существует определенный парадокс – в век интернизации всего, государство не всегда и не везде обеспечивает им свои города и поселения. Парадокс тут именно на национальном уровне принятия решений. Потому что, если говорить о городском развитии и повышении качества жизни, – интернет должен быть самой доступной вещью. Но надежда все же есть, потому что в России существует программа цифровизации, которая невозможна без интернета. Я очень надеюсь, что новый министр культуры впишет в свою повестку обеспечение стабильным интернетом каждого провинциального музея в каждом малом городе и поселении.

В конце лета – начале осени этого года проект «Цифровые города» онтологически поднимается на следующий уровень, – мы будем измерять процессы. Первая фаза будет состоять в том, чтобы определить, какие именно процессы в физических объектах мы измеряем. В сентябре этого года в словенском городе Копер на границе с Италией мы устанавливаем прототип измерительного модуля «интернета города». В горизонте двух лет планируется разработать продукт, который будет доступен для стран, городов, и в том числе для бизнеса. Наша задача – поддержать и развить онтологию интернета, как инструмента, связывающего не только живые объекты с живыми, но и не живые объекты с живыми, с тем, чтобы обе этих сущности участвовали в генерации наиболее эффективных решений. Главные возможности этого инструмента – не только идентификация физических процессов, но и процессов в гуманитарной сфере, – что происходит в объекте и с объектом на стыке его взаимодействия с людьми.

В поиске этого и лежит инструмент доступности управления малыми городами и улучшения жизни в них. К сожалению, в малых городах России и особенно их культурных институций, испытывающих хронический кризис недофинансирования, наблюдается острый кризис компетенций. Можно сколько угодно ждать, когда города разбогатеют и смогут приобрести для себя Smart City, но не лучше ли уже сейчас начинать искать и внедрять доступные цифровые инструменты, аналогичные Collection Care, который в состоянии помочь небогатым музеям в провинциальных городах, поскольку такой инструмент, – в чистом виде автоматизация компетенций.

Музей на облачном хранении

Междисциплинарная группа испанских ученых – инженеров, программистов и архитекторов год назад запустила смелый и на первый взгляд неочевидный исследовательский проект; по замыслу разработчиков проекта, новое поколение сенсоров собственной конструкции, беспроводные, облачные технологии, а также многолетний практический опыт музейных хранителей будут объединены в полезный технологический сервис для малых и средних музеев, галерей и библиотек по всему миру.

Анхель Перлес –доктор информатики и титульный профессор Политехнического университета Валенсии (UPV). Его последние проекты посвящены «интернету вещей» и «умным городам», и рассчитаны на практическое применение в области туризма, а также сохранения окружающей среды, в частности в рамках мониторинга состояния редких и исчезающих видов животных. Самым актуальным на данный момент проектом Анхеля является Collection Care – тестовая исследовательская программа мониторинга состояния объектов культурного наследия.

Андреа Пейро Виториа – исследователь в Университетском Институте реставрации наследия UPV. Получила докторскую степень с темой диссертации «Архитектурное и археологическое наследие цивилизации майя», в течение нескольких лет осуществив серию изысканий в Центральной Америке. Сейчас Андреа – один из ключевых членов команды исследовательского проекта Collection Care.

Идея проекта Collection Care вдохновлена предыдущими исследованиями рабочей группы специалистов университета в разных областях прикладных знаний. Несколько лет назад они анализировали воздействие температурных колебаний на произведения искусства с помощью технологий IoT, «интернета вещей». Итогом этих исследований стал регламент поддержания постоянных температур в разных музейных пространствах. Со временем концепция эволюционировала в сторону системы, позволяющей в реальном времени регулировать уровень света, противостоять пыли и летучим веществам, вибрациям и другим нежелательным воздействиям на музейные артефакты и произведения искусства с целью предотвратить их разрушение.

Важную роль в системе играют эксперты по физическим свойствам материалов и негативному воздействию на них окружающей среды. Речь идет о том, из чего обычно физически состоят ценные предметы историко-культурного наследия: ткань, бумага, дерево, холст, металлы. Первая задача этих экспертов – диагностика, вторая – рекомендации. На основании данных полученных с мест, эксперты по физическим свойствам материалов моделируют, то есть прогнозируют степень угрозы для той или иной категории экспонатов.

Для практических тестов своей системы исследователи UPV используют электронные устройства с энергосберегающими сенсорами влажности, температуры, запыленности, вибрации, которые не требуют постоянного техобслуживания. Эти сенсоры нового поколения разработаны конструкторами Политехнического университета Валенсии специально для проекта на основе устройств, сконструированных и протестированных раньше. Информация от каждого сенсора по беспроводной сети поступает на облачный сервер, где систематизируется и обрабатывается с помощью специального программного обеспечения.

Планируется, что на основании программного и экспертного анализа данных система будет предоставлять руководству музеев конкретные практические рекомендации по улучшению условий содержания экспонатов и уходу ними: повысить или понизить температуру помещения, влажность, отрегулировать интенсивность освещения, осуществить мероприятия по снижению запыления, и т. д.

Тестовый период, рассчитан на 36 месяцев. В данный момент заканчивается первый год из трех. На февраль 2020 года программа находится в стадии активного тестирования, уже функционируют ее основные алгоритмы.
Исследователи валенсийского Политеха планируют, что после еще двух лет тестирования и докрутки программного обеспечения Collection Care станет экономически приемлемым, недорогим глобальным сервисом для небольших музеев, галерей, депозитариев открытого хранения и библиотек, которым нерентабельно иметь собственную электронную систему датчиков и большой штат хранителей. Часто это небольшие и небогатые провинциальные музеи.

Если у валенсийских разработчиков получится создать удобный, и востребованный руководством музеев сервис, в будущем эта платформа будет регулярно предоставлять музеям-пользователям сводную аналитическую информацию о микроклимате в их стенах, в том числе во время смен времен года, а руководство музеев сможет адекватно реагировать на эти угрозы – главное, чтобы здание музея соответствовало современным музейным нормам, не находилось в аварийном состоянии, а если это памятник архитектуры – прошло научную реставрацию с техническим приспособлением под современные нужды.

В тестовом периоде проекта участвуют 9 музеев-партнеров из Испании, Италии, Греции, Бельгии, Дании и Латвии. Последним к тестовому периоду в конце января этого года присоединился «Музей Рима» (Museo di Roma). Информация с сенсоров, расположенных во всех залах «Музея Рима» уже поступает в режиме онлайн в облачное хранилище данных, где автоматически структурируется, визуализируются и архивируется.

Для наибольшей репрезентативности команда Collection Care постаралась разнообразить подборку музеев-партнеров программы по их специализациям и типам коллекций. Каждый из них индивидуален, в том числе в конструктивном плане – от современных сооружений из стекла и бетона, до памятников архитектуры XVII – XVIII века из тесаного камня, и зданий из дерева, как в случае с музеем из Латвии. Также музеи-участники должны были располагаться в разных климатических поясах – от сухих средиземноморских субтропиков до влажного, пасмурного и холодного Балтийского региона.

Со стороны Испании в проекте участвуют два музея при университетах, в том числе Музей истории информатики при UPV и Валенсийская фильмотека – одно из крупнейших в Испании хранилищ кинофотодокументов на пленке; два музея из города Витория – административной столицы провинции Алава и автономного сообщества Страны Басков – Оружейная палата Алавы с богатейшим собранием исторического оружия, доспехов и униформы, и Музей изящных искусств Алавы. В Бельгии партнером программы стал Музей искусства и истории в парке Пятидесятилетия независимости страны. Объектом исследования в этом музее является его обширная коллекция исторических музыкальных инструментов.

Конечно, не все музеи-партнеры программы попадают в категорию малых или средних. Исследователи UPV реализовали пробы микроклимата в замке Розенборг в Дании – бывшей резиденции датских королей, – одном из самых посещаемых дворцов-музеев Скандинавии. С разрешения дирекции музея исследователи охватили беспроводными сенсорами практически все здание старинного замка, включая сокровищницу, где выставлены королевские регалии Дании.

Крупные и средние музеи на этапе разработки и тестирования необходимы проекту, так как в них существует давняя школа ухода за историческими артефактами и произведениями искусства, там работают опытные квалифицированные хранители – эксперты по консервации, которые могут консультировать и корректировать исследователей на этапе создания этого сервиса.

Кроме живых консультаций с опытными музейными хранителями, разработчики и специалисты по охране памятников из Валенсии изучили весь существующий корпус научной литературы по методологии консервации, хранения и ухода за различными категориями музейных экспонатов. Но как выяснилось, часто эти методы вызывают сомнения и споры, в том числе среди самих музейных работников – по мнению многих специалистов, часть методов консервации и ухода основана на достаточно архаическом инструментарии, и не учитывает современные технические достижения.

С момента старта программы исследователи также столкнулись с ситуацией, когда лишь очень небольшой процент европейских музеев полностью выполняет требования нормативов ЕС по части содержания и хранения музейных экспонатов. Большинство музеев, даже крупных, просто не в состоянии тщательно соблюсти все нормативы, диктуемые Евросоюзом, не столько из-за нежелания, сколько из-за нехватки ресурсов.

Сейчас в проекте Collection Care наступила очередь экспертов по физическим свойствам материалов – анализировать данные с сенсоров, установленных в музеях, а программистов – создать действенную и удобную с точки зрения веб-интерфейса платформу обратной связи с музеями для комплексной визуализации, архивирования обработки и анализа полученных данных, составления на их основе полезных прогнозов и рекомендаций.

Валенсийские исследователи рассчитывают, что смогут совершить небольшую технологическую революцию в музейном деле – их проект Collection Care и подобные ему станут импульсом к корректировке нормативов ЕС в сторону их приближения к реальной жизни. По наблюдениям валенсийских ученых, одной из проблем этого порядка стали временные экспозиции, – один музей передает свои отдельные экспонаты или части коллекции для временных выставок другому музею, который обязуется соблюдать стандарты ЕС, хотя на деле чисто физически далеко не всегда в состоянии это сделать.

Сейчас Collection Care – полностью европейский исследовательский стартап, но если все пойдет так, как рассчитывают его создатели – в будущем он превратится в глобальный отраслевой сервис. Возможно, имея это в виду, на этапе подготовки валенсийские исследователи планировали привлечь в программу один из музеев Санкт-Петербурга, однако, как выяснилось, экономические санкции не позволили доставить туда электронное оборудование и сенсоры, необходимые для тестов.

Материал Ильи Иванова